Украинский национальный костюм

Украинский национальный костюм

СОДЕРЖАНИЕ

У каждого народа традиционные наряды представлены самобытными костюмами, которые наглядно демонстрируют особенности данной культуры. Костюмы народов, которые характеризуются спокойным темпераментом, во все времена отличались спокойными однотонными цветами и строгим покроем. Украинский же костюм имеет яркие расцветки и неповторимое исполнение.

Сегодня традиционная верхняя одежда украинцев и платья в украинской стилистике весьма популярны среди многих модельеров. Так, например, самым популярным элементом одежды являются вышитые сорочки. Если раньше дизайнеры просто украшали свои модели вышивкой, придавая украшенным тканям свой особый колорит, то сейчас популярны рубахи, юбки и верхняя одежда из домотканого белого либо грубого сукна.

История появления украинского традиционного костюма

Украинская традиционная одежда появилась очень давно. Как русский и белорусский народный костюм, истоки у них одни – древняя славянская одежда. После того, как славяне перестали одеваться в шкуры животных, их одежда стала приобретать те черты, которые можно даже сейчас узнать в национальных костюмах славянских народов. Изначально, стиль в одежде был практически одинаков, но со временем появились свои особенности, зависящие от особенностей местности.

Некоторые считают, что украинская одежда одинакова во всех регионах и состоит из следующих элементов:

  • Женская юбка, популярная у украинок;
  • Вышиванка с орнаментами;
  • Мужские широкие шаровары.

На самом деле, традиционная одежда украинцев удивительно многолика, и зависит от климата, этнических и прочих особенностей конкретного региона. Например, у жителей Полесья, Карпат, Приднестровья существуют значительные различия в элементах традиционной одежды. Это связано с близким соседством родственных славянских народов, чья культура повлияла и на одежду украинцев. Наиболее распространённые вышивки – это не просто узоры, каждый завиток имеет своё значение.

Отличительные особенности украинской одежды

Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:

  • Простота и плавность линий;
  • Богатство вышивки и различных украшений. Часто используется вышивка гладью или крестом, а её цвет может быть красным, красно-чёрным или чёрным. Бывает, что вышивка выполняется белыми нитками, но чаще всего вещи ярко расшиваются;
  • Сочетания контрастных цветов;
  • Настоящие традиционные вещи делаются только из натуральных материалов;
  • Традиционная обувь и множество самобытных аксессуаров гармонично дополняют образ;
  • Все узоры и орнаменты несут глубокую смысловую нагрузку, чаще всего это обережная вышивка, значение которой затеряно в веках.

Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.

Мужской костюм настоящего украинца

Традиционная одежда украинских мужчин всегда выделялась своей красочностью и необычностью на фоне одежды других славянских народов. Мужской костюм удобен и комфортен, вместе с тем, он вызывающий. Главное отличие мужской одежды от той же русской или белорусской – это широкие шаровары, имеющие штанины в форме мешка. Такие штаны носили степные воины, так как они очень удобны при верховой езде. В некоторых старинных (как правило, польских) документах штаны украинцев именуются словом «гачи».

Так как в древности большинство украинцев были воинами, их шаровары делались из ярких цветастых тканей. Как правило, использовался синий или красный цвет материи. Штанины были настолько широкими, что были похожи на мешки, и красиво раздувались на ветру. Рабочие варианты изготавливали из простого холста или сукна, а штаны для войны или праздников могли быть изготовлены из дорогого шёлка, добытого в ратных походах.

Именно по широким штанинам можно было узнать легендарных украинских казаков-сечевиков. Настоящий запорожец должен был носить штаны красного цвета. Если нужной ткани под рукой не было, то приходилось шить этот элемент одежды из любой доступной по цвету ткани. Тем не менее после первого же удачного боя казак старался одеться, как положено.

Не мешали шаровары и во время традиционного танца гопака. Некоторые историки считают, что традиционный украинский танец гопак построен на элементах рукопашного казачьего боя, который включал в себя неожиданные прыжки и акробатические удары ногами, которым бы позавидовали японские ниндзя. Шаровары были так широки, что не мешали выполнять даже такие сложные движения.

А вот в Западной Украине шаровары были непопулярны. Местные жители, которых называли гуцулами, носили брюки с зауженными штанинами. Зато местная одежда отличалась огромным количеством вышивок, украшений и прочего декора. Жители данной области одевались в свои красочные костюмы не только в конце 19, но и до начала второй половины 20 века.

Вместе с тем, главным элементом украинского мужского костюма (как и любой традиционной одежды славянских народов) является вышитая рубаха. Она по своему крою очень напоминает русскую косоворотку, только разрез выполнен по центру. Воротник, который завязывался специальной тесёмкой, украшался красочной вышивкой. В отличие от русских, украинцы всегда заправляли рубаху в штаны.

Рубаха и шаровары обязательно подвязывались широким поясом, который тогда называли кушаком. Пояс играл роль культового обережного предмета, который должен был быть вышит рукой жены, матери или невесты. В качестве верхней одежды украинские мужчины носили свитки, жупаны и кожухи.

Что касается мужских головных уборов, то они имели разнообразную форму и шились как из меха, так и из тканей. Наиболее популярными считаются следующие модели:

  • Малахай;
  • Кучма;
  • Кабардинка и прочие модели.

Кроме того, казаки носили головные уборы, которые захватывали в военных походах. Наиболее удачные модели копировались и производились местными ремесленниками.

Украинский женский костюм

Как и у любого народа, одежда украинских женщин была значительно более разнообразной и красочной, в отличие от мужской. Основой любого славянского женского костюма была сорочка, которая могла быть как повседневной, так и праздничной. Простые рубахи шились из полотна и имели широкие рукава, не стесняющие движений. Традиционно сорочка для работы делалась из двух половинок. Верхняя часть шилась из качественной ткани, а нижняя – из более грубой. Так же как и мужские рубахи, женские сорочки богато украшались традиционной вышивкой.

Праздничный вариант женской рубахи назывался «додильней». Эта вещь шилась всегда из одного куска белого полотна. Она была украшена не только на горловине, но и по подолу и на манжетах. Одежда незамужних девушек была более яркой, чем у замужних женщин. Кроме того, наряд молодых девушек включал в себя множество разноцветных лент.

Молодые девушки носили длинные рубахи, и подпоясывались цветными поясами или широкими лентами. В качестве верхней одежды использовались жупаны, свитки и кожушки. Замужние женщины носили юбки, прикрывающие нижнюю часть тела, которые можно разделить на следующие категории:

  • Рабочая юбка, которая называлась дерга. Это самая простая и недорогая традиционная юбка. Надевалась в повседневной жизни для работы. Именно по этой причине шилась из тёмной недорогой ткани, однако имела минимальные украшения в виде пышных складок сзади. Для пошива этой юбки нужно было около трёх метров ткани;
  • Запаска – повседневная юбка, в которой тоже ходили в обычной жизни. В отличие от дерги, эту юбку не надевали для выполнения тяжёлых работ по хозяйству. Эта одежда шилась из двух кусков материи. Держалась на бёдрах юбка за счёт тесёмок, которые находились по бокам;
  • Плахта – самая красивая и торжественная украинская юбка. Надевалась только на праздники или торжественные случаи. Шилась из дорогой ткани. Существовали специальные модели для зимы – шерстяная плахта. Такая юбка богато украшалась узорами и орнаментами. Каждая вещь была настоящим произведением искусства и выполнялась в единственном экземпляре.

В разных областях Украины женская одежда имела свои особенности. Особенно ярко видно различие в одежде западных украинцев.

Традиционная обувь и головные уборы украинцев

Традиционная украинская обувь, особенно у простых украинцев, отличалась от обуви русских славян. Вместо лаптей, украинцы носили кожаные ботинки, хотя во времена Киевской Руси многие славяне использовали лапти.

Так же как и на Руси, самым желанным приобретением для украинской женщины были красные сапоги с высокими голенищами. Но их цена была слишком велика, поэтому носить их могли только представители богатых и знатных родов. Именно «красные черевички» фигурировали в бессмертном произведении Гоголя. Простые люди ходили в обычных «морщунах» – это простейшая обувь, сделанная из кожи, которая регулировалась по размеру на ноге системой кожаных тесёмок. Вся украинская обувь подобного типа имеет много общего с моделями, распространёнными по всей средневековой Европе.

Про мужские головные уборы мы уже упоминали, а вот женские предназначались только для замужних украинок. Девушки открыто демонстрировали свою красоту, украшая цветами или лентами волосы. Своеобразным головным убором, символизирующим молодость и красоту, можно считать и традиционные славянские девичьи венки.

Аксессуары женского костюма

Самым знаменитым женским украшением были ожерелья. Они бывали разных типов и имели свои названия:

  • Корали – несколько ниток бус, связанных в одно ожерелье. Изготавливались из красных кораллов. В более поздние времена их стали делать из красного стекла;
  • Гривна – древнее золотое ожерелье, популярное среди высшей знати ещё в Киевской Руси;
  • Писаные пацёрки – ожерелья из стекла, расписанного вручную. Привозились из Венеции и стоили очень дорого;
  • Баламуты – ожерелья из натурального жемчуга;
  • Дукач – ожерелья из золотых дукатов и прочие модели.

Большой популярностью пользовались бисерные украшения, причём они носились как женщинами, так и мужчинами. Бисерные украшения изредка встречались в одном цвете, но чаще всего были контрастными.

Украинские женщины обязательно носили серьги, которые были весьма разнообразных форм, но самыми популярными являлись полумесяцы или бублики.

Символическое значение украинской вышиванки

Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.

В настоящее время, когда украинские традиции возрождаются, вышиванки считаются одним из источников силы и энергии. Главное, чтобы мастер понимал значение орнаментов и древних символов, которые он вышивает на воротнике и рукавах рубахи. Выбирая этот элемент одежды, нужно помнить, что мужская и женская вышивка значительно отличаются.

Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.

Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.

В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.

Традиционная одежда Украинских областей

Источник текста и открыток: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post142235286/
Можно почитать на украинском: http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/costumes/Costume2.htm
Источник картинок: http://pinterest.com/p8ronella/europe-ukraine/

Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно саму прекрасную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков.

Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент.
Колорит с преимуществом красно-черно-синей отделки характерен для Центрального Поднепровья.
Но при всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, отчетливо проявляется подчинение отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю.

Буковина. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.
Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитая цветными узорами цветной шерстью. Опинка, окутывающая бедра, из домотканой шерстяной ткани, вышита нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор — «кода» — сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок ковыля. Разноцветные стеклянные бусы покрывают шею. Кожаные ботинки – «черевики» — желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.

Костюм юноши.
Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшены аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «холоши» — брюки из белого полотна с вышивкой на штанине. Одежда была колоритной, украшалась разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти, которые назывались «морщени», «заклебучени», привязывались к ноге веревками — «волоками».

Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка «довгань» из домотканого полотна. Рубашка украшена «пазухой» — сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышиты многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышита цепь из разноцветных ромбов — «хвост». Безрукавка — «пличка» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук — «плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Венковоподобный головной убор украшен цветами и бисером. Шейное украшение — «сылянка» в виде широкой ленты, расшитой бисером.

Мужской костюм.
Короткая рубашка из домотканого полотна. Полочки ее оформлены вышивкой белыми нитками. Широкие штаны «гачи» с белыми кистями — «ройтами» — на штанинах и зигзагами – «кривульками» — из синей тесьмы собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясаны широким кожаным поясом — «чересом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированы тиснением и украшены металлом.

Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка — «ромованка» из домотканого полотна со вставками, с вышивкой гладью. Вышиты верхняя часть и низ рукавов. Юбки – «запаски» — тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, который назывался «багор». Безрукавка украшена цветной вышивкой, войлочными кистями, аппликацией из кожи, бисером и металлом. На голове платок с цветами на черном фоне. Кожаные лапти – «морщени» одеты на плетеные шерстяные длинные носки, орнаментированные белыми нитками.

Мужской костюм.
Туниковидная рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран и завязан декоративным шнуром. Вышивка украшает воротник, грудь – «пазуху» и подол рубахи. Безрукавка и сердак украшены вышивкой, аппликацией из кожи, войлочными кистями и полосками. Шляпа коричневого цвета называется «клебанка». Красные суконные штаны «гачи». Лапти обуты на суконные носки «капчуры».

Львовская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Шерстяная безрукавка – «горсик с лаптихами», украшена цветными нитями, шнурами и кружевом. Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и передник вышиты многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» из домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитый полотняный платок одевается на головной убор красного цвета с бахромой. Который называется «бавница». Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: герданы (плетеные из бисера ожерелья) и пестрое ожерелье.

Мужской костюм.
Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манишке, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темного цвета, будничные — из домотканого полотна, праздничные — преимущественно фабричные. Кафтан — «каптан» из белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочная шляпа украшена лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные.

Черниговская область Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.
Туниковидная рубашка из домотканого полотна. Широкая манишка, стоячий воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно навыпуск под витой пояс. Неширокие брюки из грубого неотбеленногоного полотна.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с широкими, в полторы полки, рукавами. На рукавах красно-черная вышивка гладью. Синяя корсетка с подрезной спинкой с фалдами. Красная юбка в складку типа «андарак» из домотканой шерсти с тканым разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом. Два разноцветных платка повязаны на белый чепец. Один платок завязан традиционно, а второй подведен под подбородок и завязан на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи.

Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Костюм юноши.
Рубашка из домотканого полотна с широкими рукавами. Швы рубашки расшиты серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка-узор на манишке – «пазухе» и низе рукавов. Брюки из плотной ткани. Пояс тканный, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»).

Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна со стоячим воротником. На предплечьях и рукавах красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая из фабричной шерстяной ткани, с вышитым углом правой полы. Юбка из байки с апликациями — с «перцами», фартук с закладками и вышитой каймой. К венку привязаны разноцветные ленты. Украшения: разноцветные бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками.

Полтавская область. Конец XIX — начало XX в.


Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка
сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом — «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.
Головной убор — «намитка» из тонкой белой ткани пвязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета.

Киевская область. Конец XIX — начало XX в.


Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты — «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря, серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках».

Волынская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна с отложным воротником. Кофта – «кусан», также из домотканой шерстяной ткани, шилась со складками от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На юбку красного цвета, так называемый «летник», сотканный продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, повязывалась шерстяная ковровая запаска -передница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями выткан красным узором — полоской. Платок повязывается на «кибалку», сделанную из джута льняной пряжи или лубяного ободка.

Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна. Воротник отложной. Пазуха, воротник, манжеты оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясана рубаха многоцветным тканым поясом с кистями — «кутасами». Брюки узкие из сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, которые обувались на полотняные портянки — «завои».

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.
Рубашка из домотканого полотна, выкроена «вперекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третинницы», которые вставлялись между основными полочками, сшиты швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышиты орнаментом «виноград» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск подпоясана красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Верхняя одежда — кожух со стоячим воротником. Воротник, полы и низ рукавов обшиты черным мехом и шерстяными цветными нитками. Шапка из черного каракуля.

Костюм юноши.
Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного цвета. Верхняя одежда «чугаина» темно-рыжего цвета с яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочная, украшенная лентами и цветами.

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.
Рубашка из домотканого полотна со сплошным рукавом. Отложной воротник, верхняя часть рукавов и бюст расшиты крупными цветами из красно-синих ниток. Широкая юбка — летник из домотканого сукна обшита по подолу плисом, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями повязан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, а спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное и перламутровое белое ожерелье и серьги.

Женский костюм.
Рубашка из домотканого полотна со сплошными рукавами, пришитыми к станку декоративными цветными расшивками. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст расшиты техникой набивания. Характерные вертикально вышитые полоски на груди – «пазухе». Подол рубашки имеет два разреза, рашитых яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Юбка – «горбатка» из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающей горбатку, подвешен кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому привязана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках.

Харьковская область Конец XIX — начало XX в.


Мужской костюм.
Рубашка с «бочками», вшитыми между основными полочками. В связи с тем, что рубашка, благодаря бочкам, шире, чем кокетка, у шва, соединяющего полочки и кокетку, образовывались многочисленные сборки. Красно-черная вышивка крестом на воротнике, манишке и манжетах. Брюки широкие, пестрые. Шляпа – «брыль» из соломы. Сапоги — «пришвы» из черной кожи.

Женский костюм.
Рубашка со вставками прямоугольной формы. Многоцветная вышивка в виде квадратов на вставках, вдоль рукавов и на узеньком стоячем воротнике. Низ рукавов собран «на нитку». Подол украшен мережкой.
Парчовая керсетка с зубцами на бюсте, обшитыми, как и полы безрукавки, цветной тесьмой «высечкой». Плахта соткана квадратами преимущественно оранжевого цвета. Фартук — «завеска» парчовый, с подолом, обшитым красным сукном. Парчовый платок цилиндрической формы с «ушками», который повязывали на чепец. Сапоги — «чернобривцы» черно-желтые, с орнаментированными каблуками.

Днепропетровская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины — «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги — «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги.
Мужской костюм.
Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор — серая барашковая шапка цилиндрической формы.

Донецкая область Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.
Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта расшита цветной тесьмой. Полы обшиты кружевом. Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита плисом и подшита «щеточкой», чтобы не протиралась на перегибе. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» — пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками.

Мужской костюм.
Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет — «жильотка» темного цвета. Брюки узкие, городского покроя. Сапоги — «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор — фуражка (картуз)

Гуцулы

Полтава

Чернигов

Украинский костюм, стилизация

Рубаха, Винница

Мужской пояс

Украинки, 1914 год

Украинский костюм, начало 20 века

Украинская традиционная свадьба

Примеры сегодня

А.Савостина

СТРУНЫ СЕРДЦА, ВПЛЕТЕННЫЕ В ВЕНОЧЕК УКРАИНЫ

О веночке, как головном уборе, почти утеряно знание о его значении и глубине смыслов, вплетенных в соцветие трав. Народ сквозь века пронес традицию единения чистоты души девушки, лона Рожаницы, с Миром Природы, которая сродни женщине, потому, что так же расцветает весной, плодоносит, отдает свои плоды и вновь уходит набирать силы для новых возрождений. 

Мечты о счастье, любви, красоте, желание вплести их в свою жизнь и вера в то, что магическая сила Природы станет оберегом девичьего счастья – сохранили до нашего времени традиции плетения и ношения веночка – незаменимого по своей красоте головного убора в украинском костюме. Какие же тайны несет в себе Веночек? И почему он ассоциируется с Украиной?

Девичий веночек до нынешнего времени вызывает трепет души, милует и радует взоры людей, украшает любую девушку, преображая ее облик и органично объединяет ее с Природой. Все не случайно. Украинский веночек хранит в себе много глубинных тайн, неведомых нам… В этих простых стихотворных строках неизвес-тного автора воплощена символика украинского веночка.

У вiночок Україны

Заплетем ми квiти нинi.

Вiночок — не проста краса,

Йому пiдвладнi й небеса.

Про це вiдомо у нас зроду,

Вiн — оберiг народу й роду.

Почему же он оберег? В веночек девушки вплетали 12 трав, которые символизировали значимость охранной силы Природы: тысячелистник — символ непокорности; ромашка – символ, приносящий здоровье, добро и неж-ность; василек — символ красоты, силы; любисток духмяный – символ преданности и любви; бессмертник — символ долголетия. От бессонницы девушки в веночек вплетали мак, барвинок — символ вечной жизни, а полынь – траву, чтобы в доме покой был. Зверобой создавал ореол охраны здоровья. В веночке мальва символи-зировала веру, надежду и любовь, чабрец – надежду на успокоение. Веточка вербочки, растущей у берега реки и родников, – символ радости, жизни, раздумья – обяза-тельно должна быть вплетена в веночек.

Веночек украшался разноцветными лентами. Самую первую в веночке, посередине, вяжут светло-коричневую ленту – символ земли-кормилицы. По обе стороны от коричневой — желтые ленты – символ солнца, а за ними — светло-зеленые – символ красоты и молодости. Затем надо завязать голубые, синие – символы неба и воды. Они дают силу и здоровье. Далее — оранжевую — символ хлеба и фиолетовую – символ мудрости человека. Малиновая – символ душевности, искренности и розовая – символом достатка и нежности – завершают «радугу разноцветья». Об обереговой силе веночка народ сохранил в своей памяти легенду.

«Шла девушка по калину. Встретил её парень и говорит: «Снимешь венок – моя будешь». Не велела мама снимать веночек, но паренёк такой хороший, говорил красиво, а ласковый взгляд сердце согревал. Сняла девушка веночек, а парень превратился в страшного

старика и забрал её к себе».С тех пор считается, что веночек оберегает от нечистой силы и злого взгляда. Считалось, что венок, оставленный на чердаке, нес защиту от молнии, умывание водой с мокрого венка — принесет красоту и здоровье. Веночек в колыбели новорожденного охранял его от нечистой силы. Часто в веночек вплетали калину – символ Украины. Украинцы говорят: «Без верби i калини нема України». Почему калина так любима народом и  растёт в лесах, буераках, рощах, вдоль дорог и берегов рек, почему ягодки её красного цвета, а зёрнышки у ягод похожи они на сердце? 

Об этом тоже есть легенда:

«Случилось это очень давно. В одном селе жила

«красуня – дивчина», её звали Калина. Люди любили её за доброе сердце. Как-то Калинка выкопала в лесу тоненький стебелёк и посадила его на краю дороги. Из этого стебелька вырос большой куст. Весной тот кустик  белым цветом зацвёл. А когда осыпались белые цветочки, на кусте заблестели красные ягодки, как бусинки. В каждой ягодке было зёрнышко, как маленькое сердечко.

Как-то Калинка поливала кустик, а куст ей и говорит: 

— Слышу, как тебя люди ласково зовут. Имя твое мне по душе. На память о твоём добром сердце, чтобы тебя не забывали люди, подари мне своё имя, Калина.

Когда вороги пришли на родную землю, Калинка, чтобы спасти родное село и землю, завела их в дремучий лес, где и погибла сама. А там, где разбрызгалась девичья кровь, вскоре выросли калиновые кусты».

И по сей день девушки украшают калиной не только свои веночки, но и хлеб, сорочки и рушники. О калине написано много песен, проникающих прямо в душу, затрагивая струны сердца, как певца, так и слушателя.

Не зря поется в песне:

«Одну калину за вiкном,
Одну родину за столом,
Одну стежину, щоб до дому йшла сама,
Одну любов на все життя,
Одну журбу до забуття
І Україну, бо в нас іншої нема!»

Как хочется, чтобы веночек вновь обрел Силу оберега от недобрых мыслей, чтобы объединил наши помысла на творение Добра и Красоты, пробудил в сердцах желание жить в единении и согласии… Все в наших руках. Все подвластно Добру и Красоте. А иначе в чем смысл НАШЕЙ жизни  НА ЗЕМЛЕ?

МЕЛОДИИ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Ни один народный праздник не может состояться без народного костюма, многогранно открывающего творчество народа, его видение и воспевание Мира Природы и Красоты человеческой души. В костюме соединяется песня сердца, чарующая мелодия красок и величие мастерства творцов. И это не случайно. Мастерицы, создавая обереговую одежду, пели песни, вкладывая свои мечты о счастье, любовь, обращение

к родовой памяти в творчество души. Костюм в украинском стиле у большинства из нас ассоциируется с веночком и лентами, кораллами и вышиванкой, широкими «козацкими» шароварами, заправленными в мягкие кожаные сапожки. И доля истины в таком представлении, конечно же, есть. Но на самом деле украинский народный костюм – явление гораздо более сложное и многогранное. Он умудрился объединить в себе широту и искренность славянской души, пристрастие восточных народов к ярким краскам и украшениям, и даже нотку изысканной элегантности, присущей европейским соседям. История украинского народного костюма берет свое начало в глубокой древности, когда славянские племена Приднепровья еще не объединились под эгидой Киевской Руси (именно с тех пор сохранился обычай носить рубаху-вышиванку без дополнительной верхней одежды) и продолжала свое становление вплоть до 19 века.

Мужской украинский народный костюм воплощает в себе широту души, волю, удаль, силу, дает возможность проя-вить все качества мужского характера, гибкость и красоту движений, соревно-вательный дух и храбрость. Основой мужского костюма выступает вышитая рубаха. Но в отличие от русской косово-ротки разрез на укра-инской вышиванке располагался по центру. В разных регионах закрепились различные варианты оформления верха рубашки: на юге горловина собиралась мелкими сборками и оформлялась тесьмой, в центральных регионах более распространен был вариант с узким вортником-стойкой, украшенным вышивкой, а для западных – более характерен был (также вышитый) отложной воротник. Рубаху украинцы заправляли в шаровары. В западных областях брюки были довольно узкими и понизу имели отвороты, украшенные вышивкой. В остальных районах брюки были более просторными, собирались мелкими складками и дополнительно фиксировались широким цветным поясом. Казаки нередко дошивали между штанин прямоугольный кусок ткани – мотню, что обеспечивало свободу движений в боевом гопаке. В качестве верхней одежды использовали свитки из серого или другого темного сукна, а зимой – кожухи из овчины.

Женский украинский народный костюм несет в себе образ нежности, скромности, чарующей  душевной красоты, органичного единства сердца мастерицы с родом, Землей-Матушкой. Это мелодия и песня сердца, воплощенная в тексте орнамента и форме лаконичных линий, подчеркивающих стройность фигуры молодой девушки, обаяние мудрость и степенность, присущее женщине.

Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Украинский народный костюм для девушки предполагал ношение сорочки без верхней одежды. Сорочка, как правило, состояла из двух частей, при этом нижняя (пидтычка) шилась из более грубой ткани. Цельные сорочки (додильни) считались праздничной одеждой. Замужней женщине полагалось не только покрывать голову платком, но и дополнять свой наряд поясной одеждой. Имелось три ее разновидности: дерга (рабочая одежда, сшитая из темной ткани до 3 м шириной) – ее принято было собирать в пышные складки сзади. Запаска – поясная одежда на завязках, состоящая из задней (более широкой и темной) и передней части. И третий, праздничный вариант – плахта. В старину шился из шелка либо парчи, позднее распространение получила шерстяная плахта с вышитым шерстяными же нитками клетчатым рисунком. 

Народные костюмы Украины имели отличительные региональные особенности. К примеру, для южных областей характерной была более открытая горловина рубахи и яркая вышивка с использованием красного, желтого, зеленого цветов. В центральных регионах получила распространение черно-красная цветовая гамма. Хотя на Полтавщине до сих пор популярна удивительно красивая вышивка белым по белому, а на Черкащине, через которую проходил «черный шлях» (по нему гнали на юг полон), была распространена вышивка черным по белому.

Как видим, в народном костюме нашли свое воплощение не только характер и талант украинского народа, но и его история. Поэтому и отношение к нему на Украине особое – костюм в украинском народном стиле, или хотя бы вышиванку сегодня имеет у себя едва ли не каждая украинская семья.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье, классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья, в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов, в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодей-ствие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками, своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на обще-славянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. 

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке. Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской. На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным. Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды.Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья.

По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой

свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая

Запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета.

Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки-андараки, чаще полосатого орнамента. 

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем — рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться в обществе, и особенно в церкви, 

считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) — длинному полотенцу, который завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качес-тве национального в западных районах Украины. Убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него укра-инки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.

Упрощенный вариант головного убора украинских женщин — мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продергивали шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями. 

Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они — круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу – последняя, являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади, от узла, висят вышитые лопасти. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, 

которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва «очипок» (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы — под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу. 

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами – «монисто», «дукачи», которые носили смысл оберегов. 

Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки. Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка приши-валась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали. В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком.

Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге.